Imagining October | Воображаемый Октябрь (1984) режиссёр Дерек Джармен.
Потерянный фильм Дерека Джармена. В отличии от других потерянных фильмов Джармена он был подробно описан в его книге «Kicking the Pricks». Но в случае с любым художником описание на бумаге, даже авторское, не может заменить просмотра. И именно просмотр был недоступен. Были сообщения о показах в музеях, стримах в инстаграме, но не более того.
Даже когда саундтрек был издан на «Cold Spring», к нему не приложили DVD. Музыка есть, фильма нет, довольно необычная ситуация. В итоге, фильм всплыл в Telegram.
Итак, что было известно до просмотра. В октябре 84-го года молодого и прогрессивного режиссёра с фильмом по Шекспиру привезли в Москву, на фестиваль. Молодой и прогрессивный режиссёр взял с собой любительскую камеру, сразу решив снять фильм про такое приключение. Посмотрел на Москву и Баку, оценил монументальный соц-арт и народное наивное искусство. Посмотрел и советские фильмы, причём по удивительному зигзагу удачи гостям показали студенческий фильм напомнивший ему по эстетике про «Eraserhead». Он не привёл в книге ни названия ни автора, но по описанию сюжета невозможно не узнать великое «Соло» Лопушанского. Что позволяет с новым интересом посмотреть на один поздний фильм Джармена, про войну и музыку. Разумеется, в определённый момент партийное начальство догадалось посмотреть интерпретацию классики от молодого и прогрессивного и осознало, какой гадюке они позволи пролезть в социалистический райский сад. Разумеется, Джармен в ответ полез в бутылку, прямо на дискуссии ответив что надо было везти сюда «Себастьяна» (с пояснениями почему), чем закрыв себе все возможности для дальнейших поездок по стране. Но плёнка была уже отснята, включая эпизод в доме-музее Эйзенштейна, где Наум Клейман позволил гостю покопаться в библиотеке и снять зацензуренные страницы из рабочей копии «Десяти дней которые потрясли мир». Добавить снятые уже в Англии соцреалистические сцены с британскими военными в роли натурщиков, присыпать музыкой от Пи-Орриджа и Болла из Soft Cell и фильм готов. Всё вроде бы заранее понятно и вовсе не нужно самому смотреть на реализацию. Пропустив таким образом мастерский пример кинематографа малых жестов.
Джармен смотрел на СССР и, как всегда, видел свою ненавистно-любимую Англию. Экзотическая разница только подчёркивала сходство. И фильм получился именно про это сходство, про кривое зеркало двух систем. У него есть поздние фильмы где он проповедовал (в его ситуации иначе было нельзя) но в целом его искусство всегда было про эмоцию вместо ясного высказывания. И тут его по настоящему взволновал цвет неба над Москвой и пламени в зораострийском храме. Сложно представить, как он мог так красиво снимать примитивной любительской камерой.
И саундтрек, каким бы хорошим он не был, всё таки целиком зависит от видеоряда. Все эти искажённые сэмплы из русских песен и пение «O Rose thou art sick» в оперном стиле (вполне возможно что первое обращение к этому стихотворению Блейка в контексте индустриальной культуры, соответствующий альбом Coil был куда позже) вне контекста звучат всё таки странно, словно подвешенными в пустоте.
Джармен действительно был гением, всё расцветало после его прикосновения. И этот маленький фильм был очередным лёгким прикосновением к чужому для него и очень знакомому нам миру.
| #Derek_Jarman | #Genesis_P_Orridge | #Dave_Ball | #Electronic | #Industrial | #Experimental |